Крылья вашей души









Как формируется незрелая зависимая личность

Понятие дифференциации «я» позволяет объяснить существующие в самосознании людей различия. Данное понятие отражает способность чело­века к осознанию себя в качестве уникального существа. Раз­витие человека, начиная с момента его рождения, протекает от недифференцированного состояния к дифференцирован­ному. В течение некоторого времени ребенок находится в пол­ной зависимости от родителей, которые обеспечивают его защиту и жизнедеятельность и оказывают сильное влияние на его самоидентификацию. Вплоть до двух лет он не спосо­бен отделять себя от окружающей среды и своих родителей. Этот этап индивидуального развития, в соответствии с кон­цепцией Э. Эриксона (Erikson, 1963), связан с формировани­ем базисного доверия. Если внешняя среда является доста­точно безопасной и предоставляет ребенку все необходимое для его развития, он переходит на следующую стадию разви­тия, связанную со способностью отделять себя от родителей и окружающего пространства. Чем более опасной и психологи­чески травматичной является окружающая ребенка среда, тем с большим трудом ему это удается. Таким образом, формиро­вание чувства «я» представляет непрерывный процесс, вклю­чающий в себя состояние, связанное с ощущением собствен­ной уникальности и отделенности от окружающего простран­ства.

Цель второго этапа - преобразование психологически незрелой зависимой личности в зрелую самодостаточную, автономную, которой для адаптации и социализации проблемы не нужны. Возращение в молодость и красоту.

Начальная стадия развития само­сознания характеризуется отсутствием четких границ «я» и неспособностью к отделению себя от окружающих. Ребенок полно­стью идентифицирует себя с родителями. По мере своего раз­вития он достигает все большей автономности, и у него фор­мируется более четкое ощущение своего «я» (что обычно про­исходит, когда ребенок достигает определенного уровня психомоторного развития и оказывается способным ухажи­вать за собой самостоятельно). Его самоидентичность при этом оказывается в меньшей степени связана с окружающи­ми. В последующем происходит дальнейшее развитие само­сознания. Тем не менее до определенного возраста оно в опре­деленной мере зависит от непосредственного окружения ре­бенка («реактивная» стадия).

Стремясь отделиться от своего окружения, ребенок не­редко проявляет негативизм и поступает вопреки воли роди­телей. Реактивная стадия включает два этапа, во время кото­рых процесс дифференциации протекает более активно: один из них соответствует возрасту от двух с половиной до пяти лет; второй — возрасту от 15 до 19 лет. В эти периоды многие родители склонны рассматривать поведение ребенка как «не вполне нормальное» — он становится особенно непослушным, спорит по любому поводу и пытается поступать не так, как они ему советуют. До тех пор, пока родители не поймут, что подобное поведение связано со стремлением ребенка к само­определению, они будут воспринимать его как симптомы па­тологического состояния. Те, кто всеми силами пытаются убедить или заставить ребенка быть послушным и болезненно воспринимают подобное поведение, препятствуют процессу его самоопределения и даже могут создать ситуацию, когда ему придется отказаться от своих попыток добиться незави­симости. Тогда у семьи могут возникнуть гораздо более серь­езные проблемы.

Ребенок, стремящийся достичь самоопределения, рано или поздно осознает свое отношение к семье. В то же время, если он в силу названных причин отказывается от таких по­пыток, его психическое развитие серьезно нарушается, а чув­ство «я» характеризуется аморфностью и незрелостью. Под­росток, не сумевший сформировать четкое чувство «я», взрослея, испытывает серьезные проблемы при определении своих жизненных целей и выработке независимой линии по­ведения — они в гораздо большей степени будут зависеть от мнения и влияния окружающих. Общаясь с ними, подросток испытает затруднения при определении собственных пози­ций, а его чувство «я» будет во многом связано с окружающими. Он будет стремиться «быть как все», соглашаться с мнением других и ожидать того же с их стороны. Если такой человек столкнется с тем, кто ведет себя иначе или воспринимает ок­ружающий мир не так, как остальные, это вызовет у него недо­умение и растерянность. Если другой будет отстаивать свой взгляд на вещи и откажется соглашаться с мнением этого че­ловека, он попытается преодолеть растерянность и психиче­ское напряжение либо путем ухода от контактов, либо общаясь с теми, кто отличается большим конформизмом, либо пере­смотрев собственные представления и тем самым сформиро­вав более зрелую самоидентичность.

Человек с достаточно дифференцированным самосо­знанием имеет четкое ощущение собственного «я». Он знает, чего хочет, каковы его жизненные цели и система взглядов, чем он может заниматься (а чем не может), и не зависит при этом от мнения окружающих. Конечно же, каждому из нас мнения других людей далеко не безразличны. Они оказывают на нас определенное влияние. Однако чем более зрелым само­сознанием отличается человек, тем менее значимы для него оценки окружающих. В отличие от такого человека, индивид со слабо дифференцированным «я» сильно зависит от пози­ции других людей. Он принимает свои решения, ориентиру­ясь главным образом на мнения окружающих. Он склонен тра­тить много сил и времени на уточнение и анализ чувств и мыслей других. Очень редко такой человек способен сделать что-либо, не оглядываясь на других людей.

Две этих позиции, связанные с высоко- и низкодиффе­ренцированным «я», предполагают достаточно широкий диа­пазон различных форм самосознания. Причем, когда человек находится в спокойном состоянии, он уверен в себе и ведет себя, исходя из собственных оценок и побуждений; когда же он испытывает тревогу или когда ему что-то угрожает, он склонен в себе сомневаться. Континуум форм самосознания, различающихся по степени дифференцированности «я», включает в себя три основных варианта. В первом случае че­ловек имеет четкое ощущение собственного «я» и независим от мнения окружающих. Во втором случае он характеризует­ся ложным образом «я» и занимает реактивную позицию, стремясь удовлетворять ожидания окружающих и доказы­вать им свою компетентность. Самосознание такого человека еще недостаточно дифференцированно, поскольку мнения окружающих оказывают на принимаемые им решения доста­точно сильное влияние, хотя этот человек делает определен­ные попытки стать от них независимым.

В третьем случае самосознание человека наименее диф­ференцированно. Он неспособен сделать ни одного шага, не оглядываясь на других, и постоянно думает о том, как удов­летворить их ожидания.

Все эти варианты самосознания определенным образом связаны с процессом психического развития. Последний из названных вариантов характерен для человека в первые годы жизни вплоть до начала подросткового возраста. Второй вари­ант самосознания — связанный с реактивной позицией и лож­ным образом «я» — более свойственен для подросткового и юношеского возраста, когда человек стремится доказать окру­жающим свою компетентность. Если ничто не осложнит раз­витие человека, он может освоить более зрелую форму само­сознания. Важно учесть, что процесс дифференциации само­сознания протекает на протяжении всей жизни человека.

Мы помогаем значительно ускорить этот процесс, работая с одним из первых я - ЭГО. "Эго" это то, что внутри нас кричит: "Моя реальность самая реальная, а моя правда правдее." Эго занимается в нашей психике адаптацией к жизни и здоровьем тела.  В каждый момент времени наше эго находится в одном из эго-состояний: ребенка, родителя, взрослого. Все мы родом из детства и наш внутренний ребенок отвечает за наше умение радоватся жизни. Внутренний родитель - наша ответственность. Внутренний взрослый - наша мудрость. 80% людей в мире незрелые зависимые личности, которые адаптируются к жизни с помощью капризно-послушного ребенка, критикующе-попустительствующего родителя и неполноценного нерешительного взрослого.

В процессе психотерапии мы исцеляем ребенка, родителя и создаем полноценного взрослого, что значительно повышает радость жизни, ответственность, эффективность и возвращает человека в здоровье и молодость.

Признаки полноценного взрослого:

  • Аутентичность – верность себе, управление собой и своей жизнью изнутри.
  • Самостоятельное принятие решений – начать работать, начать жить многоплановой жизнью
  • Автономность и инициативность

Список взрослости Э.Берна:

  • Осознанность – осознание реальности, того что на самом деле происходит здесь и сейчас, цели к которой мы стремимся.
  • Спонтанность – способность реагировать на быстро меняющиеся ситуации максимально адекватным способом.
  • Интимность – способность к близости – способность спокойно и внятно объяснять окружающим что мы от них хотим.
  • Отсутствие жизненных сценариев.