Как формируется незрелая зависимая личность
Понятие дифференциации «я» позволяет объяснить существующие в самосознании людей различия. Данное понятие отражает способность человека к осознанию себя в качестве уникального существа. Развитие человека, начиная с момента его рождения, протекает от недифференцированного состояния к дифференцированному. В течение некоторого времени ребенок находится в полной зависимости от родителей, которые обеспечивают его защиту и жизнедеятельность и оказывают сильное влияние на его самоидентификацию. Вплоть до двух лет он не способен отделять себя от окружающей среды и своих родителей. Этот этап индивидуального развития, в соответствии с концепцией Э. Эриксона (Erikson, 1963), связан с формированием базисного доверия. Если внешняя среда является достаточно безопасной и предоставляет ребенку все необходимое для его развития, он переходит на следующую стадию развития, связанную со способностью отделять себя от родителей и окружающего пространства. Чем более опасной и психологически травматичной является окружающая ребенка среда, тем с большим трудом ему это удается. Таким образом, формирование чувства «я» представляет непрерывный процесс, включающий в себя состояние, связанное с ощущением собственной уникальности и отделенности от окружающего пространства.
Цель второго этапа - преобразование психологически незрелой зависимой личности в зрелую самодостаточную, автономную, которой для адаптации и социализации проблемы не нужны. Возращение в молодость и красоту.
Начальная стадия развития самосознания характеризуется отсутствием четких границ «я» и неспособностью к отделению себя от окружающих. Ребенок полностью идентифицирует себя с родителями. По мере своего развития он достигает все большей автономности, и у него формируется более четкое ощущение своего «я» (что обычно происходит, когда ребенок достигает определенного уровня психомоторного развития и оказывается способным ухаживать за собой самостоятельно). Его самоидентичность при этом оказывается в меньшей степени связана с окружающими. В последующем происходит дальнейшее развитие самосознания. Тем не менее до определенного возраста оно в определенной мере зависит от непосредственного окружения ребенка («реактивная» стадия).
Стремясь отделиться от своего окружения, ребенок нередко проявляет негативизм и поступает вопреки воли родителей. Реактивная стадия включает два этапа, во время которых процесс дифференциации протекает более активно: один из них соответствует возрасту от двух с половиной до пяти лет; второй — возрасту от 15 до 19 лет. В эти периоды многие родители склонны рассматривать поведение ребенка как «не вполне нормальное» — он становится особенно непослушным, спорит по любому поводу и пытается поступать не так, как они ему советуют. До тех пор, пока родители не поймут, что подобное поведение связано со стремлением ребенка к самоопределению, они будут воспринимать его как симптомы патологического состояния. Те, кто всеми силами пытаются убедить или заставить ребенка быть послушным и болезненно воспринимают подобное поведение, препятствуют процессу его самоопределения и даже могут создать ситуацию, когда ему придется отказаться от своих попыток добиться независимости. Тогда у семьи могут возникнуть гораздо более серьезные проблемы.
Ребенок, стремящийся достичь самоопределения, рано или поздно осознает свое отношение к семье. В то же время, если он в силу названных причин отказывается от таких попыток, его психическое развитие серьезно нарушается, а чувство «я» характеризуется аморфностью и незрелостью. Подросток, не сумевший сформировать четкое чувство «я», взрослея, испытывает серьезные проблемы при определении своих жизненных целей и выработке независимой линии поведения — они в гораздо большей степени будут зависеть от мнения и влияния окружающих. Общаясь с ними, подросток испытает затруднения при определении собственных позиций, а его чувство «я» будет во многом связано с окружающими. Он будет стремиться «быть как все», соглашаться с мнением других и ожидать того же с их стороны. Если такой человек столкнется с тем, кто ведет себя иначе или воспринимает окружающий мир не так, как остальные, это вызовет у него недоумение и растерянность. Если другой будет отстаивать свой взгляд на вещи и откажется соглашаться с мнением этого человека, он попытается преодолеть растерянность и психическое напряжение либо путем ухода от контактов, либо общаясь с теми, кто отличается большим конформизмом, либо пересмотрев собственные представления и тем самым сформировав более зрелую самоидентичность.
Человек с достаточно дифференцированным самосознанием имеет четкое ощущение собственного «я». Он знает, чего хочет, каковы его жизненные цели и система взглядов, чем он может заниматься (а чем не может), и не зависит при этом от мнения окружающих. Конечно же, каждому из нас мнения других людей далеко не безразличны. Они оказывают на нас определенное влияние. Однако чем более зрелым самосознанием отличается человек, тем менее значимы для него оценки окружающих. В отличие от такого человека, индивид со слабо дифференцированным «я» сильно зависит от позиции других людей. Он принимает свои решения, ориентируясь главным образом на мнения окружающих. Он склонен тратить много сил и времени на уточнение и анализ чувств и мыслей других. Очень редко такой человек способен сделать что-либо, не оглядываясь на других людей.
Две этих позиции, связанные с высоко- и низкодифференцированным «я», предполагают достаточно широкий диапазон различных форм самосознания. Причем, когда человек находится в спокойном состоянии, он уверен в себе и ведет себя, исходя из собственных оценок и побуждений; когда же он испытывает тревогу или когда ему что-то угрожает, он склонен в себе сомневаться. Континуум форм самосознания, различающихся по степени дифференцированности «я», включает в себя три основных варианта. В первом случае человек имеет четкое ощущение собственного «я» и независим от мнения окружающих. Во втором случае он характеризуется ложным образом «я» и занимает реактивную позицию, стремясь удовлетворять ожидания окружающих и доказывать им свою компетентность. Самосознание такого человека еще недостаточно дифференцированно, поскольку мнения окружающих оказывают на принимаемые им решения достаточно сильное влияние, хотя этот человек делает определенные попытки стать от них независимым.
В третьем случае самосознание человека наименее дифференцированно. Он неспособен сделать ни одного шага, не оглядываясь на других, и постоянно думает о том, как удовлетворить их ожидания.
Все эти варианты самосознания определенным образом связаны с процессом психического развития. Последний из названных вариантов характерен для человека в первые годы жизни вплоть до начала подросткового возраста. Второй вариант самосознания — связанный с реактивной позицией и ложным образом «я» — более свойственен для подросткового и юношеского возраста, когда человек стремится доказать окружающим свою компетентность. Если ничто не осложнит развитие человека, он может освоить более зрелую форму самосознания. Важно учесть, что процесс дифференциации самосознания протекает на протяжении всей жизни человека.
Мы помогаем значительно ускорить этот процесс, работая с одним из первых я - ЭГО. "Эго" это то, что внутри нас кричит: "Моя реальность самая реальная, а моя правда правдее." Эго занимается в нашей психике адаптацией к жизни и здоровьем тела. В каждый момент времени наше эго находится в одном из эго-состояний: ребенка, родителя, взрослого. Все мы родом из детства и наш внутренний ребенок отвечает за наше умение радоватся жизни. Внутренний родитель - наша ответственность. Внутренний взрослый - наша мудрость. 80% людей в мире незрелые зависимые личности, которые адаптируются к жизни с помощью капризно-послушного ребенка, критикующе-попустительствующего родителя и неполноценного нерешительного взрослого.
В процессе психотерапии мы исцеляем ребенка, родителя и создаем полноценного взрослого, что значительно повышает радость жизни, ответственность, эффективность и возвращает человека в здоровье и молодость.
Признаки полноценного взрослого:
- Аутентичность – верность себе, управление собой и своей жизнью изнутри.
- Самостоятельное принятие решений – начать работать, начать жить многоплановой жизнью
- Автономность и инициативность
Список взрослости Э.Берна:
- Осознанность – осознание реальности, того что на самом деле происходит здесь и сейчас, цели к которой мы стремимся.
- Спонтанность – способность реагировать на быстро меняющиеся ситуации максимально адекватным способом.
- Интимность – способность к близости – способность спокойно и внятно объяснять окружающим что мы от них хотим.
- Отсутствие жизненных сценариев.