Крылья вашей души


Школа жизни - путь от проблемы к решению

помоги себе самПсихотерапевт-психолог это учитель, учитель жизни.

Вирджиния Сатир

Любой человек может обрести успешную судьбу и получить подлинную свободу.
Свободу жить той жизнью, которой он действительно хочет жить.
Свободу достигать желаемого в любой области своей жизни.
На любом уровне этой самой жизни.
...Мы продолжаем разговор о благополучии.

Напомним читателям, что мы решили пройти Школу благополучия под руководством НЛП-практика Сергея Расторгуева и рассказать о полученных результатах. Готова ли наша редакция к тому, чтобы сделать свою жизнь более эффективной и счастливой? Жизнь покажет. А пока «Бизнес сервис» готов принять участие в самой увлекательной в мире игре: развитии себя и других.

Как и договаривались, сегодня Сергей Расторгуев покажет нам, как анализировать свой уровень благополучия.
Итак, усаживаемся за стол, вспоминаем приведенные в прошлом номере журнала пять основных направлений и по каждому из них записываем: что у нас есть, что хотим и чего не хотим.

Делаем это без долгих размышлений, первый ответ - самый верный, хоть и может показаться каким-то странным.


В результате получится примерно такая таблица:

 

Что в жизни я имею и одновременно хочу?

Что я имею, но не хочу?

Чего я не имею, но хочу?

Чего я не имею и не хочу?

Здоровье

Хорошее самочувствие

Лишний вес

Энергия

Онкология

Отношения

Семья

Зависимость от родителей

Свобода

Зависимость от своей семьи

Любовь и секс

Теплые отношения

Обязанности

Свобода

Отсутствие тепла

Работа

Престижная работа

Обязанности

Свобода

Рутина

Деньги

Заработанные деньги

Тяжелые деньги

Легкие деньги

Безденежье

Записали, почти не раздумывая. Теперь начинаем внимательно рассматривать, и на этом этапе становится понятно - многовато обязанностей и маловато свободы. Но насколько это мешает нашему благополучию?

Надо определиться со значимостью проблемы и понять, насколько возможно справиться с ней самостоятельно, без помощи других людей и обраще­ния к специалистам.

Измерить можно все. В данном случае - в бал­лах. Договариваемся, что все параметры оценивают­ся по 10-бальной системе, от 1 до 10.
Как же эти баллы определить? Очень просто - спросить самого себя. Наше бессознательное всегда знает ответ, надо только суметь его получить.
Методика получения ответа: опустить глаза НИЖЕ линии взора на 15-20 градусов и подумать о проблемах в каждой из 5 областей по очереди. При этом сосредотачиваемся на неприятных мыслях и неприятных ощущениях в теле - ассоциируемся с проблемой.

Перед мысленным взором промелькнут какие- то картинки (их показывает ваше бессознательное), в животе, в груди, в левой пятке что-то заноет или другим способом укажет на телесный дискомфорт - делаем 3 плавных и глубоких вдоха-выдоха, и в голо­ве возникает некая цифра.
Готово, бессознательное произвело оценку зна­чимости проблемы.

В нашем примере получилось так:

  • Здоровье - 3 балла;                                                                    
  • Работа - 8 баллов;
  • Отношения - 5 баллов; Деньги - 5 баллов.
  • Любовь и секс - 5 баллов;

Послушай, горец, почему ты так легко ходишь по стволу дерева над пропастью, тогда как я, стоя у края обрыва, буквально трясусь от страха?

Когда я иду по дереву на ту сторону, я иду за водой, без неё моя семья и я погибнем от жажды. А когда возвращаюсь, я так хочу видеть свою семью, что даже не думаю о пропасти внизу....

Так что же мне делать со своим страхом? Как ходить над пропастью и не бояться?

Только мощное желание или крайняя нужда заставят тебя забыть, что ты идёшь над пропастью.

Как правило, если проблема тянет на 5 баллов - то человек с ней справляется тоже на пятерку. А если проблема 10 баллов - однозначно так дальше жить нельзя и нужно обращаться к специалисту. Впрочем, к специалисту лучше обращаться сразу при превыше­нии уровня 5, чтобы не допускать ухудшения ситуации.

Ну, вот и выявилась первоочередная проблема - работа задавила обязанностями.
Что теперь с этим делать?
Отвернуться от проблемы и повернуться лицом к решению не так уж и сложно. Для этого использует­ся ТЕХНИКА «ВОЛШЕБНЫЙ ВОПРОС».
Предположим, что однажды утром случилось чудо, и мучившая вас проблема исчезла.

  1. По каким признакам вы узнали об этом?
  2. Что изменилось в вас и в мире?
  3. Что заметят в вас окружающие?

Задаем себе эти волшебные вопросы, и бла­годарное бессознательное показывает радостную картинку: совершенно выспавшись, я просыпаюсь в 10 утра - и мне не надо никуда бежать! А зеркало отражает мою счастливую улыбку.

Как показала практика, уже само по себе пе­реформулирование проблемы в решение обладает реальным и значительным эффектом. Но на этом мы не остановимся!

Следующая техника для перевода проблемы в решение - «ПЕРЕВЕРТЫШИ».
В нашем примере негативный фактор - это много обязанностей. Как перевести его в позитивный фак­тор? Уменьшить количество обязанностей? Снизить их значимость? Задумываемся. Нет, вообще не хочу обязанностей! Даешь свободу творчества! Что подела­ешь - такой у нас, журналистов, род деятельности...

Переформулируем, при этом слова подбираем так, чтобы перевертыш (позитивный фактор) был без частицы НЕ (например, «глупый - неглупый»). Бессознательное не воспринимает частицу НЕ и слышит все равно «глупый - глупый»


Негативные факторы (от)

Позитивные факторы
(к)

  1. Обязанности
  2. Обязанности
  1. Творчество
  2. Свобода действий

 

Мы оценили проблемы по каждому из 5 направ­лений. А можно было оценить уровень благополучия нашей жизни вообще и по такой же схеме опреде­лить свою самооценку, уверенность в себе, готов­ность решать проблему (в целом и по каждому па­раметру) - факторы, которые помогут нам все-таки перейти от проблемы к решению.

Итак, «перевернули» и продолжаем формулировать результат. Только уже от сознательной оценки переходим к бессознательному. А бессознательное любит конкретные вещи, поэтому задаем ему конк­ретные вопросы.

    • Результат. Чего я хочу достичь?

Я хочу свободы и творчества.

    • Признаки. Как я узнаю, что цель достигнута? Что я увижу, услышу, почувствую, смогу сделать?

Я просыпаюсь, когда хочу, и с удовольствием делаю то, что хочу. Я самостоятельно планирую свой рабочий день.

    • Условия. Где, когда и с кем это необходимо и желательно? Где, когда и с кем - нежелательно?

Где - на свежем воздухе, в сосновом лесу с хо­рошей экологией, подальше от людей.
Когда - вопрос важный. Например, для чело­века с алкогольной зависимостью важно быть равнодушным к алкоголю в определенном контексте: на свадьбе, на вечеринке, когда пришли гости. А когда он играет в футбол или принимает ванну, это ему безразлично.
Мне же важно - всегда! Я хочу жить, творя. Всегда, даже в ванной, там тоже мыслить можно...
С кем - с единомышленниками. Чтобы было с кем поделиться, у кого поучиться и кого подучить.

    • Средства. Чего мне недостает, чтобы до­стичь цели? Каких ресурсов?

Спокойствия, уверенности?.. Нет, пожалуй, смелости - это ж надо совершенно перевернуть вверх дном весь устроенный быт и жизненный уклад. И еще недостает финансов - мне нужен домик в лесу, я под кустом жить не хочу.

    • Ограничения. Почему цель не была достиг­нута раньше?

Руки до себя не доходили? Нет, о себе я забочусь хорошо. Пожалуй, всегда не хватало смелости и ресурсов. А еще - лень вперед меня ро­дилась!

    • Последствия. Что произойдет, если цель не будет достигнута? Что произойдет, если цель будет достигнута? Как изменится жизнь? Она вообще из­менится?

Если достигну, изменений будет много, от смены места жительства до смены места работы. Не достигну - буду жить, как и сейчас, копить усталость и раздражение. Может, справлюсь, а может, и сорвусь...

    • Ценность. Стоит ли цель моих усилий?

Представляю себе цель достигнутой - и возникает ощущение счастья. Я живу не зря, наполненной жизнью! Да, моя цель стоит того, чтобы ее достигать.

Теперь результат мы структурировали уже более четко. Но только сформулировать его мало, результат нужно увидеть. Для этого используем ТЕХНИКУ «ЦЕЛЕВОЙ СЛАЙД».

Методика: поднять глаза ВЫШЕ линии взора на 15-20 градусов и представить себе будущий желанный образ. При этом надо обязательно увидеть себя со стороны - образ диссоциированный.

Глаза вверх поднимать обязательно: давно известно, что положение глаз определяет настрой­ки нашего мозга. Рекомендуемое здесь положение называется, простите за термин, позитивная синестезия. Всё, что мы представляем себе при таком положении глаз, мозг принимает как положитель­ное, а бессознательное воспринимает как то, чего нужно обязательно достигнуть. Когда люди меч­тают, они автоматически смотрят именно туда, за горизонт.

Поэтому желаемую картинку можно, конечно, и нарисовать, но видеть ее пред мысленным взором обязательно. А если не видите - цели нет! Цель должна быть видимой, зримой, а ещё лучше слышимой и ощущаемой, и при этом хорошо прописанной.

Пробуем. Да, я вижу себя в гамаке в окружении дружной компании. Вид у нас явно преуспевающий и уверенный, хвойный запах уже ощутимо витает в воздухе, птички щебечут, сосны шумят... Все, слайд готов.

И смотреть этот слайд надо теперь регулярно. Сколько раз? Магическое количество - 7. И дело здесь не в магии. Еще в 1956 году американский ис­следователь Джордж Миллер в уже ставшей классической статье «Магическое число 7 ± 2: некоторые пределы нашей способности

брабатывать инфор­мацию» обобщил имевшиеся данные об объеме внимания человека. И показал, что объем кратковре­менной памяти обычно равен для счетных объектов этому самому 7 ± 2.

Поэтому смотрим картинку раза 3-4 утром пос­ле пробуждения и раза 3-4 вечером перед сном.

Не случайно раньше была утренняя молитва и вечерняя. Человек видел Бога. Здесь мы видим себя.

И подразумевается, что реализация картинки придет сама собой?

Да, естественно. Потому что целевой слайд предназначен для бессознательного.

Выдающийся психотерапевт современности Милтон Эриксон говорил, что связь сознательного и бессознательного - это связь глупого всадника, сидящего на умной лошади. Всадник - это наше сознание. Нужно просто отпустить поводья, и лошадь бессознательного приведет человека к нужному результату. Если он готов.

Всё, что надо уметь в жизни: просто отпустить поводья на какое-то время. Но 90% людей устроены так, что какая-то внутренняя часть человека хочет эту проблему решить, а другая часть говорит - нет, подожди, тебе и так плохо, что ли?

Чтобы человек чего-то достиг, надо быть го­товым. А вот готовностью отпустить поводья мы будем заниматься на следующем занятии. До встречи и счастливого вам просмотра целевых слайдов!